Что такое биллинг

Что такое биллинг


Постоплата появилась исторически раньше, но предоплата оказалась удобнее для клиентов (контролируемее – чуть что не так, происходит отключение, а не выставляется большой счёт).

Постоплатная система


Когда абонент постополатной системы расчетов пользуется услугами оператора, то на коммутаторах генерятся специальные CDR (Charging Data Record) файлы. По сути, это обычные логи, в которых указан номер абонента, дата, время разговора/объем скачанного трафика и т.п. Биллинг же, в определенное время, (например, раз в сутки) подключается к коммутатору, закачивает себе CDRы, рассчитывает стоимость услуг и сохраняет всё в базе данных (обычно, Oracle). Затем в конце месяца абоненту выставляется суммарный счет.


Схема взаимодействия Postpaid платформы с ядром сети оператора.
CSN — circuit switching network; Представлена коммутаторами каналов (MSC).
PSN – packet switching network; Представлена коммутаторами пакетов и шлюзами (SGSN и GGSN соответственно).

Принцип работы postpaid-системы относительно прост, потому что не требует реакции платформы в реальном времени: ведь абонента не нужно предупреждать о достижении нуля (и, соответственно, не нужно менять характер взаимодействия сети с ним).

Итак, российские банковские карты не имеют платежного адреса, тем не менее, иностранные магазины все же принимают их, как же в таком случае происходит сверка данного «несуществующего реквизита»? Об этом подробнее.

Проверка Billing Address

Позиционирование подвижных объектов осуществляется за счет передачи в сеть специальных последовательностей сигналов.

Имеется техническая возможность определить текущее положение абонента и перемещение абонента в прошлом. Текущее положение может выявляться двумя способами. Первым из них является метод триангуляции (пеленгования) из трех точек. Второй способ — через компьютер компании, предоставляющей связь, который постоянно регистрирует, где находится тот или иной абонент в данный момент времени даже в том случае, если он не ведет разговоров (по идентифицирующим служебным сигналам, автоматически передаваемым телефоном на базовую станцию). Точность определения местоположения абонента в этом случае зависит от целого ряда факторов: пересеченности местности, наличия помех и переотражений от зданий, положения базовых станций, количества работающих в настоящий момент телефонов в данной соте. Большое значение имеет и размер соты, в которой находится абонент, поэтому точность определения места его нахождения в городе гораздо выше, чем в сельской местности.

Анализ данных о сеансах связи абонента с различными базовыми станциями позволяет восстановить все перемещения абонента в прошлом. Такие данные автоматически регистрируются в компьютерах компаний, поскольку оплата их услуг основана на длительном использовании системы связи. В зависимости от вида оператора связи подобная информация хранится от 60 дней до 7 лет.

Примером может служить уголовное дело по обвинению сотрудников УВД по Архангельской области Чернова и Кухаркина в вымогательстве и получении взятки в крупном размере. В ходе расследования было установлено, что первую часть взятки они получили от заявителя за шесть месяцев до того, как были задержаны при получении второй части требуемой суммы. В процессе расследования Кухаркин выдвинул алиби о том, что он не мог участвовать в получении первой части денег, так как в период с 27 февраля по 10 марта 2007 года он находился в служебной командировке в Архангельской области, что подтверждалось командировочными документами. Следствием по постановлению суда была получена статистика соединений телефона Кухаркина в данный период с указанием базовых станций. При анализе статистики было установлено, что Кухаркин действительно до 6 марта 2007 года находился в Виноградовском районе Архангельской области, о чем свидетельствовали базовые станции, с которыми связывался телефон. 6 марта 2007 года было установлено передвижение абонента по трассе М-8 из п.Двинской Березник в Архангельск, а также последующие вызовы абонента с территории г.Архангельска с 6 до 11 марта 2007 года. Кроме того, путем анализа статистики соединений Кухаркина в указанный период были установлены свидетели, которые подтвердили факт проезда Кухаркина в Архангельск с остановкой и ремонтом машины в п.Брин-Наволок, а также установлена жительница г.Архангельска, у которой Кухаркин ночевал в ночь с 6 на 7 марта 2007 года. Алиби обвиняемого было опровергнуто.

Рассмотрим технологии определения местоположения абонента применительно к стандарту GSM.

Позиционирование по Cell Id

Это самая простая технология определения примерного положения абонента по идентификатору соты (Cell Identifi), основанная на том, что в момент локализации или ведения разговора мобильная станция связывается с сетью и обменивается служебной информацией.

Позиционирование по времени прибытия

1. Системы локального биллинга - ориентированы на предприятия, не являющиеся операторами услуг связи. В первую очередь служат для проверки клиентами выставленных им счетов и решения проблем внутреннего контроля. В общем случае такие системы менее ответственны и не столь требовательны к аппаратному обеспечению и иным ресурсам, как "операторские". Чаще всего, работают на стандартном офисном ПК в режиме реального времени, при этом информация о звонках передается через последовательный порт и сразу поступает в базу биллинговой системы. Основные задачи:

- Структуризация расходов по административному признаку (по сотрудникам, отделам, проектам);

- Статистическая обработка информации и представление результатов в виде отчетов и деловой графики;

- Определение загруженности линий (суточный трафик, перегрузка линий);

- Выставление счетов за переговоры, выполненные в интересах клиентов (для адвокатских контор, консалтинговых фирм и компаний, выполняющих заказные проекты).

а

Мы обратили
пока внимание далеко не на все функции биллинговых систем, которые могут быть в
них реализованы. Многое специалисты склонны рассматривать операции тарификации
и биллинга как компоненты ядра [1.10]; без них биллинговая система вообще не
мыслима. К этим функциям в подавляющем большинстве случаев добавляется
функциональность, связанная с обслуживанием клиентов, что прямо вытекает из
смысла первых двух задач: для того, чтобы г-ну Y выписать счет, надо, чтобы г-н
Y был зарегистрирован в системе. Для того, чтобы было за что выписывать счет,
надо, чтобы г-ну Y были предоставлены услуги и информация оних также
была зарегистрирована в системе. Остается добавить к названному средства
управления услугами и можно, в принципе, говорить о модуле обслуживания. Для
систем, в которые включен такой модуль, в англоязычной литературе даже
используется специальная аббревиатура: ВСС (Billing & Customer Саrе system). Биллинговая система может также включать в себя
справочники, средства регистрации платежей, средства поддержки роуминга,
средства управления номерной емкостью и линейным хозяйством, средства поддержки
операций с контрагентами и другие опции. Мы не сможем здесь детально
проанализировать их все, тем более что полный набор функций может заметно
меняться от одной системы к другой. Постараемся, однако, имея в виду
биллинговую систему как элемент интеграции предприятия связи в реальную
экономику, выявить те стороны (внешние организации), которые оказываются
вовлеченными в процессы биллинга и те информационные потоки, с которыми
работает система.

Игроков на
этом поле оказывается не так уж и мало и лучше всего это проиллюстрировать на
примере оператора сотовой связи стандарта GSM. То, к чему нас приведет это
занятие, изображено на рис. 1.3.1. Основные фигуранты — оператор и клиенты;
отсутствие любого из них делает дальнейшее обсуждение беспредметным. Оператор
поставляет клиентам услуги, выдает справки, выставляет счета; клиенты
поставляют деньги, заказы на услуги, претензии и приступы мизантропии.

Деньги от
клиентов могут поступать как напрямую, через собственные точки приема платежей
оператора, так и через другие организации. В последнем случае в цепочку
отношений неизбежно оказывается вовлеченным банк, обслуживающий оператора.
Клиенты могут вносить деньги в этот банк непосредственно, переводить их через
другие банки, или пользоваться услугами третьих организаций по приему платежей,
если оператор поручил таким организациям делать это.

Поскольку
абоненты оператора вольны совершать вызов в любую точку, вызов может быть
направлен в другие сети, с которыми оператора связывают каналы передачи
информации. Связь со внешними сетями может быть прямой или опосредованной
(через транзитного оператора). В любом случае возникает необходимость расчетов
за трафик, пропущенный по каналам, принадлежащим другим организациям (т. н.
Interconnect). Это, помимо необходимости расчетов с операторами — провайдерами,
заставляет учитывать маршрутизацию вызовов и при расчетах с клиентами.

В сетях
сотовой связи существует понятие роуминга — услуги, позволяющей абоненту
совершать вызовы со своего телефонного аппарата из сети другого оператора.
Здесь оператору приходится вступать в отношения как с партнерами по роумингу,
из сети которого совершают вызовы собственные абоненты, так и с абонентами
партнеров (визитерами), которые временно находятся в сети оператора.

Помимо учета
начислений за вызовы при роуминге для своих и чужих пользователей, необходимо
рассчитываться еще и с партнерами по роумингу. Такой расчет может вестись
напрямую или через специальную организацию — Clearing house.

Как правило,
любой оператор не только сам работает с клиентами, но и имеет дилерскую сеть,
через которую он может продавать те или иные услуги. При этом оператор может
продавать дилерам и услуги, и материальные ценности, а дилеры — перепродавать
это существующим клиентам оператора (поставлять оператору новых клиентов).

Оператор вступает
также в отношения с изготовителями SIM- карт, которые он впоследствии
раздает/продает клиентам. Информацию о SIM-картах необходимо хранить и
адекватно обрабатывать при обслуживании последних. Если оператор не является
оператором стандарта GSM, он может работать, например, с картами связи,
ваучерами для которых это тоже актуально.

Добавим к
перечисленному необходимость контроля доставки выпускаемых счетов,
необходимость оповещения клиентов о различных событиях (прозвонка, передача
сообщений по факсу, отсылка SMS сообщений, Web-интерфейс), вспомним о
первоочередной задаче, связанной со сбором CDR и о более чем желательной
возможности автоматического управления услугами, обратимся еще раз к рис. 1.3.1
и мы получим первое представление о той информационной структуре, в которую
оказывается встроенной биллинговая система.

Мы намеренно
оставили в стороне источники, информация из которых не обрабатывается
биллинговой системой непосредственно, но которые могут управлять ее работой или
как-то влиять на нее. Сюда можно отнести взаимодействие оператора с
национальными законодательными органами, ассоциациями операторов, фискальными
службами и пр. Основные функции биллинговой системы (укрупнено) и ее интерфейсы
изображены на рис. 1.3.2 и 1.3.3, соответственно.

Малый, но полномасштабный биллинг

Данная подсистема дает возможность автоматически или через оператора
биллинговой системы изменять условия подписки абонентов на коммутаторе,
т. е. блокировать связь конкретного абонента или снимать эту блокировку,
включать или отменять услугу. Вы звоните оператору и говорите: «Включите
мне, пожалуйста, голосовой ящик». Вам отвечают: «Пожалуйста,
назовите свой номер». После еще нескольких «обменов любезностями»
Ваш голосовой ящик оказывается включенным.

Подсистема оповещения клиентов.

Неотъемлемая часть современного биллинга — подсистема оповещения клиентов
с помощью голосовых или электронных сообщений. Информацию для рассылки
уведомлений и объявлений данная подсистема берет из таблиц базы.

Перечисленное деление на функциональные подсистемы не является «строгим»
для всех БС. Это лишь пример «классической» АСР.

Гидра — биллинговая система
Демоверсия Гидры содержит специально разработанные туры, которые
позволят наглядно убедиться в преимуществах биллинговой системы Гидра,
 ...

В случае использования VPN (например, для продажи трафика это одно из наиболее оптимальных решений, т.к. в сетях, построенных на дешевых хабах без возможности Port Security, идентификация пользователя по IP является крайне ненадежным решением) вполне логично интегрировать модуль авторизации клиентов в скрипты /etc/ppp/ip-up и /etc/ppp/ip-down, которые вызываются демоном pppd при подъеме и опускании ppp интерфейса (а зачастую VPN-соединения представляют собой по сути, соединения, использующие PPP как транспорт для инкапсулированного трафика). Аналогичным образом можно организовать авторизацию для dial-up соединений.

Завершает основную часть системы небольшой демон (или просто программа, с определенной периодичностью вызываемая средствами crond), который анализирует оперативную информацию и на ее основе принимает решения об отключении абонентов, если у них на счету закончились средства (в таком случае просто соответствующее правило файрвола меняется на запрещающее). По сути, этот компонент и заключает в себя основную часть бизнес-логики, т.к. именно он ответственен за финансовые расчеты.

Модуль административного интерфейса и веб-статистики являются достаточно тривиальными задачами, и их вряд ли стоит подробно рассматривать. Единственное, на чем хочется акцентировать внимание - это то, что эти модули должны быть разработаны с максимальным учетом бизнес-спефики, которая обсуждалась выше.

Заключение

Если вы все же решили создать свою собственную биллинговую систему, то пусть она всегда считает точно, не доставляя вам лишних хлопот.

Статья написана по материалам доклада на семинаре, посвященном применению Linux и open source ПО, прошедшем 29.10.05 в г. Томске.

PS: автор благодарит TLUG (Tomsk Linux Users Group) за конструктивные замечания по теме статьи.

Наверх