» » Электронные учебные таблицы по русскому языку 1 4 классы

Электронные учебные таблицы по русскому языку 1 4 классы

Диссертация на тему «Электронная интерактивная таблица как инновационное средство моделирования учебной информации в школьном курсе русского языка» автореферат по специальности ВАК 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Актуальность исследования. Среди принципов, сформулированных классической дидактикой применительно к учебному предмету «Русский язык», особое значение придается реализации принципа наглядности обучения, что непосредственным образом связано с необходимостью усвоения учащимися большого количества материала высокого уровня теоретической абстракции. В соответствии с этим обучение русскому языку в школе опирается на использование наглядных средств, среди которых особую роль играет учебная таблица. Компактность, широкие возможности для структурирования, синтеза, обобщения информации, вариативность композиционных решений делают учебные таблицы незаменимым средством моделирования содержания курса русского языка, его конкретизации и визуализации.

На сегодняшний день можно объективно отметить факт глобального переосмысления традиционных принципов и средств обучения с точки зрения возможностей информационных технологий (гипертекст, мультимедиа, „ интерактивность), с одной стороны, и постановки новых целей, задач обучения в условиях формирования единого информационно-образовательного пространства - с другой. Таким образом, внедрение образовательных ресурсов на базе информационных технологий в школьный учебный процесс продиктовано в наши дни не просто стремлением реализовать то новое, что предлагают методисты, но необходимостью предоставить в распоряжение педагогов и учащихся все средства, способные качественно повысить уровень школьного образования, сделать его современным, конкурентноспособным, гибким. В этой связи представляется необходимым осуществлять научно-практическую работу по совершенстованию всех без исключения дидактических средств, пересматривать методику их создания и использования в учебном процессе с учетом возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Данное положение применимо и в отношении учебных таблиц по русскому языку.

Современные информационные технологии, в частности технология-гипермедиа, позволяют усовершенствовать таблицы как дидактическое средство, сделать их мультимедийными, интерактивными, многоуровневыми, а их содержание и методику работы с ними - максимально отвечающими целям, задачам, условиям обучения в современной общеобразовательной школе. Другими словами, учебная таблица по русскому языку, перенесенная на электронный носитель, презентуемая посредством экрана монитора, проекционного экрана или интерактивной доски, приобретает свойства и функции инновационного средства моделирования учебной информации в школьном курсе русского языка, позволяющего решать целый комплекс образовательных задач на качественно ином уровне.

Все вышесказанное определяет актуальность настоящего исследования, посвященного всестороннему, целостному изучению электронной учебной таблицы по русскому языку на базе гипермедиа с позиций психологии, общей педагогики, эргономики, теории и методики преподавания русского языка в школе.

Проблема исследования. При очевидной необходимости психолого-педагогического, методического и эргономического осмысления такого средства экранной наглядности при обучении языку, как электронная интерактивная таблица, на сегодняшний день практически не представлены исследования, посвященные вопросам моделирования и функционирования подобных объектов с учетом возможностей интерактивного взаимодействия «человек - машина» и мультимедиа наполнения.

Объект исследования - процесс обучения русскому языку в школе с использованием средств языковой наглядности.

Содержание УМК подчинено целям обучения русскому языку в начальной школе, требованиям Государственного стандарта, поэтому части УМК можно использовать в условиях работы по разным учебникам.

Для демонстрационных таблиц отобраны темы обобщённого характера. Новым в содержании и структуре комплекта явилось включение систематизированного материала по разделам "Фонетика и графика", "Синтаксис и пунктуация", объединение информации о частях речи по категориям (например, в таблицах "Род частей речи", "Склонение частей речи"). Впервые в комплект включена таблица со списком орфограмм.

Закономерным следствием блокировки учебного материала стало его сжатие и предъявление в минимальном количестве таблиц. Содержание основных разделов систематического курса русского языка в начальной школе представлено в 20-ти таблицах.

11.Сочетания ЧК, ЧН, ЩН…

12.Перенос слов

13.Предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные

2 класс

14.Согласные в корне слова

15.Безударные гласные в корне слова

16.Предлоги

17.Корень слова


Красносельский р-н


1 шт.

Автово


Автово Красносельский р-н Петергофское шоссе, д. 51, лит. А ТК «Жемчужная плаза», 1 эт., возле ул. Адм. Трибуца Петергофское шоссе, д. 51, лит. А, ТК «Жемчужная плаза», 1 эт., возле ул. Адм. Трибуца

При решении поставленных задач были использованы следующие методы и исследовательские подходы:

• теоретический анализ и синтез при исследовании и обобщении литературных источников, электронных изданий и ресурсов учебного назначения;

• метод вероятностного прогнозирования при проектировании учебных таблиц и учебного процесса с их использованием;

• метод моделирования при разработке комплектов электронных интерактивных таблиц;

• метод наблюдения за процессом учебной деятельности школьников, работающих с электронными интерактивными таблицами на уроках русского языка;

• метод анкетирования учащихся средних школ и учителей;

• опытное обучение в естественных условиях в ряде российских школ;

Список орфограмм.

Орфограммы в корне слова.

Изменение частей речи по числам.

41.Соединительные союзы И, ДА и запятая при однородных членах предложения

42.Склонение имен прилагательных (с твердой основой)

43.Склонение имен прилагательных (с мягкой основой)

44.Образование прилагательных

45.Время глагола

46.Изменение глагола по временам, родам, числам и лицам

47.Главные и второстепенные члены предложения

4 класс


1 шт.

Площадь Восстания


Площадь Восстания Центральный р-н Лиговский пр., д. 30, лит. А ТЦ «Галерея», 4 этаж, Южный Атриум Лиговский пр., д. 30, лит. А, ТЦ «Галерея», 4 этаж, Южный Атриум

Положения, выносимые на защиту:

1. Традиционные средства обучения в электронной мультимедийной среде приобретают качественно новые свойства, расширяющие их дидактические возможности.

2. Мультимедийная интерактивная таблица,, обладающая комплексом специфических моделирующих свойств, является неотъемлемым компонентом системы инновационных электронных средств обучения в общеобразовательной школе.

3. Электронная интерактивная- таблица по русскому языку является специфическим объектом' педагогического проектирования, требующим при* разработке и внедрении учета общедидактических принципов и частных принципов, обусловленных определенными параметрами современной ИКТ насыщенной среды.

4. Следование предложенной целостной, научно и методически обоснованной концепции электронной интерактивной таблицы на всех этапах создания этого объекта - от первых шагов проектирования до моделирования содержания и внешнего облика в производственном сценарии и моделирования дидактического процесса в методическом сценарии* -является необходимым условием для создания инновационного дидактического средства. Это средство позволяет реализовать процесс обучения на качественно новом уровне: сделать его максимально наглядным, творческим, дифференцированным, улучшить качество усвоения учебной информации и тем самым повысить эффективность обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в 2005 - 2007 гг. в рамках подпроектов федерального проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации:

Порядок разбора предложения.

Знаки препинания.

Наверх